Дом станционного смотрителя. Музей литературного героя
Дом-музей станционного смотрителя в деревне Выра (wikimapia) — это практически живая иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», куда очень просто доехать из Петербурга на автомобиле и погрузиться в быт и жизнь XIX века. Такая поездка — идеальное «приключение-путешествие» на один день для всей семьи: пока папа рулит, мама успевает с выражением прочитать повесть с планшета или смартфона для детей и прочих пассажиров.
С дороги мы видим широкие, высокие ворота для въезда карет, фаэтонов и саней различных типов и лошадиных мощностей:
Заходим внутрь и обнаруживаем довольно просторный внутренний двор с почтой, каретным двором, конюшней, шорной, сараями и, собственно, домом станционного смотрителя:
Почта второй половины 19 века
Пойдём слева направо. Так выглядела почта 200 лет назад:
Почтальон носил униформу тёмно-зелёного цвета с государственной символикой:
Поздравительные открытки того времени. Посмотрите как нежно и уважительно обращаются дети к своим родителям :)
Этой скрепке для бумаг много лет, но надпись good luck выглядит как-то современно:
Знаете что это такое? Это ПОРТПЛЕ́Д — сумка для белья:
В наши дни пледы или постельное бельё давно никто с собой не возит и портпледы превратились в чехлы для перевозки костюмов:
Желающие могут купить за символические 20 рублей открытку и что-нибудь на ней написать пером и чернилами. Наш Семён написал приглашение в музей своему учителю литературы.
Куда смотрит Ikea со своими огрызками-карандашами? Почему не использует удлинители?
Услуги почты были довольно дорогими и популярностью не пользовались. В то время как на копейку можно было съесть суп с куском мяса, отправка письма могла стоить 70, 80 коп. и даже 1 руб. 20 коп. Всё зависело от веса и размера отправления. В стране ходили бумажные марки, которыми можно было расплачиваться наравне с медными монетами:
Карта почтовых трактов Санкт-Петербургской губернии первой половины 19 века. Что примечательно, София — это современный г. Пушкин — пригород нынешнего Санкт-Петербурга, где находился лицей А.С. Пушкина.
Каретный двор
Двигаемся дальше. Каретный двор. Внезапно потемнело небо и полетел снег. Казалось, что вот сейчас раздастся звук бубенцов, распахнутся ворота и мы увидим въезжающего гусара Минского:
Как я люблю эти обветренные, чёрные брёвна и доски:
Между каретным двором и шорной, которая оказалась закрыта, собрана экспозиция из вещей того периода. Не именно 1816 года, когда описываются события в повести, а вообще всего 19 века и может даже начала 20-го:
Различная кухонная посуда.
Агрегатъ на переднем плане предназначен для производства пюре:
Ковшики и кастрюльки из цветных металлов:
А вот это целый шкаф-чемодан, который ремнями пристегивался к карете. В нём щеголеватый и богатый турист перевозил необходимый минимум из нескольких наглаженных и накрахмаленных костюмов, имеется специальное место для цилиндра (складные цилиндры стоили очень дорого), многочисленные отделения для помад важных и необходимых в пути шалабушек:
По высоте он примерно с пиджак человека среднего роста.
А вот собранные музеем кофемолки того времени:
Приборы для кипячения воды:
Ручной миксер:
Саквояж, чемодан, футляр для головных уборов:
Набор необходимой одежды для поездки в какой-нибудь клуб под Вырой:
Шорная
Дальше у нас шорная, где занимались конным снаряжением. Закрыта. Так что смотрим только снаружи, а остальное пусть рисует фантазия:
В центре двора колодец, стойла для приёма пищи усталыми лошадьми на фоне пожарной каланчи и двух сараев. Всё было закрыто:
Колодец:
Сарай:
Пожарная каланча
Дверные петли на воротах сарая:
Конюшня
Говорят, что этот пандус сделан для заезда карет...
Но что-то мы засомневались. Может для зактывания огроменных бочек, одна из которых стояла прямо под ним? Зачем карету затаскивать на второй этаж? Эх, не спросили!
Снова выглянуло солнце и осветили потемневшие от времени брёвна конюшни:
Дом станционного смотрителя
Разбит на, собственно, место, где жил и работал чиновник 14 класса (самый низший в табели о рангах) — чистую половину для господ проезжающих, где можно было выпить чаю со сливками и баранками, комнату дочери Дуни и ямщицкую, с русской печью, широкими полатями для отдыха, большим столом для еды.
Станция в Выре была 3-его разряда, без предоставления еды и ночлега.
Сразу после сеней нас встречает солидных размеров дубовый стол станционного смотрителя:
Столешница у стола раздвижная, кстати:
На столе, возле письменного прибора и бронзового подсвечника лежит табель о рангах и т.н. подорожная А.С.Пушкина, который, как известно был заядлым путешественником и станцию Выру проезжал 13 раз:
— Как изволили доехать, ваше благородие? — приветливо, но с сознанием своего служебного положения, встретил Пушкина станционный смотритель — бодрый мужчина средних лет в длинном зелёном сюртуке, на котором поблёскивали медали на выцветших от постоянного ношения лентах.
— Как можно доехать по нашим дорогам?! Одни ухабы да непролазная грязь. А мосты! Подъезжаешь — и уже оторопь берёт. Лошади на них падают, ломают ноги, почтовые сумки и баулы подмокают.
...
Пока станционный смотритель оформлял подорожные документы, Пушкин открыл дорожный баул, чтобы заплатить прогоны. С каким-то брезгливым чувством вынул он несколько ассигнаций из пачки «каиновых денег», как мысленно назвал он лежащую в бауле перевязанную тонкой бечёвкой стопку разноцветных бумажек. Да, только вчера, пятого мая, ему пришлось испить всю подслащённую горечь «милости» изверга, «Величайше указать соизволившего... выдать коллежскому секретарю Пушкину... на проезд тысячу рублей ассигнациями».
Вот текст подорожной:
"По указу Его Величества Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая.
Показатель сего, Ведомства Государственной Коллегии иностранных дел Коллежский секретарь Александр Пушкин, отправлен по надобностям службы к Главному попечителю Колонистов Южного Края россии Г.Генералу Лейтенанту Инзову; почему для свободного проезда сей пашпорт из оной Коллегии дан ему в Санкт-Петербурге мая 5 дня 1820 года. "
Такой «проездной документ» стоил не меньше двух рублей, в то время, как годовой оклад станционного смотрителя был в то время порядка 15 рублей. Кстати, сказать, А.С.Пушкин, имея лишь 10-й чин, мог рассчитывать только на пару лошадей. Особы первого класса получали по 20 лошадей.
Комната дочери Самсона Вырина, Дуни:
Но пройдём дальше, в большую комнату ямщиков. Приятным бонусом посещения музея зимой - это натопленные печи. Вот вам типичная русская печь, как из сказки:
Поближе:
Широкие полати, чтобы поспать на тёпленькой печке. Захотелось немедленно завалиться там с планшетом и задёрнуть шторку:
«Торшер» 19 века — напольная держалка для лучины и лучина в ней.
В красном углу, большой обеденный стол со скамьями:
Конечно, элементы экипировки:
Чемоданчик:
Шапка и футляр к ней:
От Петербурга до Выры почти 70 верст. Цена одной версты на лошадях была 10 коп. Получается 7 рублей. Не дешёвое удовольствие. Неудивительно, что многие ходили пешком и не на такие расстояния!
Вот и я. Сфотографируюсь на память, отмечусь с нужным хэштегом в инстаграме, размещу семейство в удобных сиденьях автомобиля, да и поеду в Петербург.
Хороший фильм про экспозицию для заинтересовавшихся школьников на 8,5 минут:
Ссылки по теме:
- Сайт музея Дом Станционного Смотрителя
- Аудиокнига полностью (40 мин), краткое изложение (7 мин), текстовая версия.
- GPS координаты 59°20′52.1″N 29°57′30.3″E